Из чего делают палубу для съемной опалубки

Съемная металлическая опалубка

Съемная металлическая опалубка

Основными элементами съемной опалубки являются поддерживающая металлическая конструкция (каркас или обвязочный контур) и непосредственно палуба, которая ограничивает жидкую бетонную смесь в заданной форме и размерах до приобретения бетоном достаточной прочности для демонтажа опалубки.

  • К материалу палубы предъявляются следующие требования:
    • совместимость с заливаемой строительной смесью, то есть, материал палубы не должен препятствовать затвердеванию бетона и не разрушаться под его воздействием;
    • палуба строительной опалубки должна обеспечивать достаточную герметичность, чтобы удерживать компоненты строительной смеси, в частности мелкофракционные включения и цементное молоко;
    • материал должен обладать достаточной несущей способностью, чтобы выдерживать давление строительной смеси, в зависимости от толщины заливаемого перекрытия давление на съемную опалубку может достигать 70 кПа;
    • материал палубы должен иметь низкую сцепляемость с бетонным раствором, чтобы при разопалубке не изнашиваться самому и не приводить к поверхностному разрушению бетона;
    • материал палубы должен быть недорогим, удобным в работе и как можно более долговечным.

На сегодняшний день в производстве опалубки используются различные материалы для палубы, но в основном встречаются следующие.

Древесина

Опалубка фундамента из деревянных досок

Опалубка фундамента из деревянных досок

Доски применялись в качестве элементов съемной опалубки на протяжении многих сотен лет, но сегодня они уже практически сдали свои последние позиции более современным и технологичным материалам.

  • Среди преимуществ использования пиломатериалов в качестве элементов опалубки можно выделить:
    • доступность (как правило, покупка бруса и доски не вызывает трудностей);
    • простоту обработки и монтажа (из досок достаточно легко соорудить опалубку);
    • относительно невысокую цену.
  • Однако древесина в роли строительной опалубки имеет и значительные недостатки:
    • очень низкая оборачиваемость (доски максимум можно использовать два-три раза, не больше);
    • в виду того, что древесина является гигроскопичным материалом, она легко впитывает влагу из жидкого бетона, в результате чего коробится, а при высыхании может растрескаться;
    • относительно низкие эксплуатационные характеристики, строительная опалубка из досок обладает низкой несущей способностью и не пригодна для возведения высоких зданий и сооружений;
    • низкое качество бетонной поверхности при разопалубке (за счет высокой сцепляемости бетона с деревом при демонтаже деревянной опалубки имеется большой риск образования вырывов на бетонной поверхности).

Пластик

Пластиковая опалубка

Пластиковая опалубка

  • Пластик в роли палубы применяется достаточно редко. Основные преимущества пластиковой опалубки:
    • низкий удельный вес, а, следовательно, более быстрый и легкий монтаж опалубочной системы;
    • абсолютная влагоустойчивость;
    • хорошая износостойкость;
    • пластиковые палубы практически не сцепляются с бетоном и легко очищаются от остатков строительных смесей.

Однако, несмотря на ряд преимуществ, пластик все же не получил достаточно широкого распространения в производстве опалубки. Дешевые виды пластика плохо переносят низкие температуры и резкие температурные перепады, характеризуются низкой несущей способностью, быстро выходят из строя (низкая оборачиваемость). Более дорогой пластик, производимый брендовыми фирмами, более адаптирован к применению в монолитном строительстве, но имеет и соответствующую цену. При этом все равно по несущей способности проигрывает металлической опалубке с палубой из строительной фанеры.

Металл

Щиты опалубки из алюминия

Щиты опалубки из алюминия

В производстве металлической опалубки в качестве материала для каркаса используется стальной или алюминиевый профиль. Иногда производитель и саму палубу делает из тонколистового металла. Однако, не смотря на универсальность стальных и алюминиевых листов, в качестве палубы они все же применяются довольно редко. Тонколистовому металлу достаточно трудно придать ровную поверхность, а при статическом давлении бетона он будет еще больше деформироваться. Утолщение опалубочного листа приведет к увеличению массы опалубки и сделает работу с ней неудобной. Кроме того, сталь достаточно сильно подвержена коррозии и при отсутствии надлежащего ухода может быстро прийти в непригодность.

Использование листов алюминия и стали в производстве обычной съемной опалубки, как показывает опыт, не целесообразно. Обычно металлические палубы применяются в специальной опалубке, например, со встроенными нагревательными элементами.

Палуба из ламинированной фанеры

Ламинированная фанера

Ламинированная фанера

Наиболее распространенным и фактически универсальным материалом для палуб съемной опалубки является строительная ламинированная фанера. Данный материал является композитным. Основу фанерного листа составляет пакет из слоев лущеного шпона, которые располагаются в шахматном порядке друг относительно друга по направлению древесных волокон. Такое взаимное расположение шпоновых слоев придает фанерному листу гораздо большую прочность, жесткость и устойчивость к деформациям в сравнении обычным массивом дерева. Слои шпона склеиваются между собой специальным клеящим составом на основе фенолформальдегидных или карбамидных смол. В производстве опалубки обычно применяют строительную ламинированную фанеру толщиной 18 и 21 мм.

Для повышения эксплуатационных характеристик наружные поверхности строительной фанеры ламинируются, а торцы закрашиваются акриловыми красками или покрываются пластиком. Ламинирование повышает устойчивость фанерного листа к влаге, что с одной стороны позволяет получать более качественную поверхность бетона, а с другой стороны продлевает «жизнь» самой палубе. Торцы защищаются краской или пластиком также во избежание попадания в слои древесины влаги. В среднем оборачиваемость палубы из ламинированной фанеры составляет около 80 циклов.

При установке фанерной палубы в металлический обвязочный контур щели между торцами фанеры и профилем каркаса заделываются специальной герметизирующей пастой.

  • Строительная ламинированная фанера удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к палубе, и характеризуется следующими неоспоримыми преимуществами:
    • влагостойкость;
    • низкая сцепляемость с бетонной поверхностью;
    • хорошая несущая способность (хорошо выдерживает статическое давление строительных смесей);
    • умеренная цена;
    • ремонтопригодность;
    • удобство эксплуатации (фанерная палуба легко, после демонтажа опалубки, очищается от остатков бетонной смеси).