Монолитные работы в холодное время года

Строительство несущих колонн зимой

Строительство несущих колонн зимой

Частные застройщики, как правило, стараются отложить строительные работы до весны. Обычно в немасштабном строительстве в теплое время года заливается фундамент, и на этом работы временно прекращаются. Бетон выстаивается в течение зимы, и в новом сезоне можно приступать к продолжению строительства. Но профессиональные строительные подряды не могут позволить себе лишь сезонную работу, и вынуждены монтировать монолитную опалубку и заливать бетон и при отрицательных температурах окружающей среды.

Жара и холод

Почти всем известно, что избыточное тепло является губительным для бетона. Когда на улице палят лучи раскаленного солнца, влага из строительной смеси испаряется слишком быстро, и бетон схватывается, не успев набрать требуемой прочности. В результате он становится менее прочным, а бетонные поверхности покрываются паутиной трещин и довольно быстро начинают лущиться.

Но не меньшим врагом бетону является и холод, точнее отрицательные температуры. При заливке бетона в опалубку для монолитного строительства в зимнее время влага в строительной смеси под воздействием холода кристаллизуется, и бетон дольше застывает, при этом, также не успевая набрать прочность. Если работы ведутся при температуре воздуха ниже нуля, то демонтаж строительной опалубки можно производить не ранее, чем бетон наберет 50% своей расчетной прочности.

В жаркие дни бетону можно помочь, периодические поливая его водой и укрывая полиэтиленовой пленкой для минимизации испарений. Но зимой помочь бетонной смеси значительно сложнее.

Бетон сам себя… греет?

Подготовка опалубки стен для заливки бетоном зимой

Подготовка опалубки стен для заливки бетоном зимой

Бетонные строительные смеси имеют в своей основе цемент, который при взаимодействии с водой выделяется значительное количество тепловой энергии. При этом количество тепла прямо пропорционально отношению объема цемента к общему объему строительной смеси, а также зависит от типа цемента. Так, например, глиноземистый цемент при взаимодействии с водой выделяет максимальное количество тепла, а шлакопортландцемент – минимальное. Если при помощи монолитной опалубки создается не массивная конструкция, имеющая небольшой объем и поверхности, то для нормального застывания бетона достаточно его собственной тепловой энергии. Но если речь идет о крупномасштабном строительстве, или морозы слишком сильные, то приходится прибегать к более сложным и дорогостоящим технологиям.

Модификаторы

Одним из способов получения «холодного» бетона является его легирование специальными модифицирующими присадками, которые снижают температуру замерзания воды (в зависимости от модификаторов до -20°C) и ускоряют процесс схватывания строительных смесей на основе цемента. В качестве примера можно привести хлористые соли (кальция и натрия), нитрит натрия, хлористый аммоний и поташ.

Однако такой метод получения бетона в монолитном строительстве имеет и существенные недостатки, в частности, многие модификаторы провоцируют коррозию армирующего каркаса (арматуры) и стальных элементов опалубки стен, перекрытий, фундамента, колонн и пр. Вследствие чего железобетонные здания и сооружения раньше срока теряют прочность и устойчивость, а оборачиваемость металлической опалубки снижается. До недавнего времени такой способ получения «холодного» бетона использовался только для неармированных перекрытий. Но рынок не стоит на месте, и сейчас некоторые производители предлагают модификаторы нового поколения, не провоцирующие коррозию арматуры и элементов строительной опалубки. Правда, и стоят такие присадки гораздо дороже.

Строительная опалубка с подогревом

Заливка в опалубку бетона при минусовой температуре

Заливка в опалубку бетона при минусовой температуре

Для того чтобы монолитные строительные работы и скорость схватывания бетонной смеси проходили подконтрольно, профессиональные строительные подряды в зимнее время года используют специальную опалубку для монолитного строительства с подогревом. Такую монолитную опалубку также часто называют «греющей».

Конструктивно опалубочный щит схож с обычной съемной опалубкой. Существенное различие лишь в самой палубе.

Конструкция палубы – типа «сэндвич», где каждый слой выполняется свою функцию:
1 – слой из износостойкого и влагостойкого материала, контактирует с жидким бетоном и предохраняет остальные слои палубы от попадания на них влаги и мелкодисперсных включений;
2 – влагостойкая строительная фанера (аналогично обычной съемной опалубке, но меньшей толщины), выполняет несущую функцию, то есть, задает палубе прочность и жесткость;
3 – пленочный электронагревательный элемент, играет роль электрической грелки, соединяется электрическими проводами с питающей сетью (перед тем, как купить опалубку с подогревом, необходимо ознакомиться с ее техническими характеристиками, в частности, с мощностью);
4 – теплоизоляционный слой, дает возможность экранировать тепло внутри металлической опалубки и минимизирует тепловые потери в окружающую среду.

Монтируется греющая опалубка аналогично классической. Сначала устанавливается опалубка для фундамента, затем стен и перекрытий. Для монтажа используются те же расходные материалы и комплектующие, что и для обычной монолитной опалубки: одно- и двухопорные подкосы, замки, вертикальные стойки (треноги) и пр.

Прогрев залитого бетона зимой

Прогрев залитого бетона зимой

Процесс заливки бетона также аналогичен традиционным монолитным технологиям. Заливка производится либо самотеком (из самосвалов или авто-миксеров), либо с помощью бетононасоса. После заливки обязательно нужно провести виброуплотнение строительной смеси, чтобы исключить вероятность образования непроливов и воздушных раковин в бетоне.

Демонтаж строительной опалубки с подогревом можно начинать после того, как бетон приобрел не менее 50% своей расчетной прочности.

Контроль температуры греющей опалубки колонн, фундамента, перекрытий и стен, а, следовательно, и скорости застывания бетона осуществляется посредством термопар и резистивных регуляторов.

Купить опалубку с подогревом могут позволить себе далеко не все строительные подряды в силу ее более высокой цены в сравнении с традиционным опалубочным оборудованием. Однако такие технологии снимают ограничения и существенно упрощают строительные работы в зимний период, позволяя застройщику или стройподряду плодотворно и качественно работать без оглядки на погоду и пору года.