Съемная опалубка из алюминия

Щитовая алюминиевая опалубка

Щитовая алюминиевая опалубка

Современные съемные опалубочные системы состоят из металлического каркаса и фанерной ламинированной палубы. При этом в качестве материала для изготовления каркаса применяются как сталь, так и алюминий. Сталь в качестве конструкционного и строительного материала зарекомендовала себя давно и надежно: она прочна, долговечна, имеет высокую несущую способность и пр., но в то же время обладает и относительными недостатками: склонностью к коррозии, значительным удельным весом.

Сегодня ряд зарубежных и отечественных компаний, специализирующихся на производстве строительной опалубки, предлагают на выбор потребителя стальные или алюминиевые опалубочные системы. При этом алюминий уверенно удерживает свои позиции на отечественном рынке и даже «набирает обороты».

Конструкция опалубочных систем из алюминия аналогична стальной опалубке. В производстве опалубки используется тот же каркас (обвязочный контур) с ребрами жесткости и фанерная палуба. Габаритные и присоединительные размеры алюминиевой опалубки унифицированы с опалубочными системами из стали. То есть, на одном и том же строящемся объекте могут применяться оба вида съемной опалубки.

Преимущества алюминиевой опалубки

Готовые щиты опалубки из алюминия

Готовые щиты опалубки из алюминия

Среди основных преимуществ алюминиевой опалубки для монолитного строительства можно выделить ее высокую устойчивость к коррозии и низкий удельный вес.

Алюминий обладает высокой коррозионной устойчивостью, он не ржавеет даже при длительном воздействии атмосферных осадков или влаги, содержащейся в воздухе, вместо этого покрывается оксидной пленкой, которая надежней всякого лакокрасочного покрытия защищает металл от воздействий внешней среды.

Плотность алюминия в три раза меньше, нежели у стали (2,7 г/см.куб – алюминий, 7,85 г/см.куб. - сталь). Соответственно, опалубочный каркас в первом случае будет в три раза легче, что в свою очередь облегчает и упрощает проведение монтажных работ при возведении опалубочной системы и погрузочно-разгрузочные операции при перевозке опалубки с одного строящегося объекта на другой. В зависимости от габаритов алюминиевого модуля щитовой опалубки работы по сборке могут проводиться даже вручную, без применения специальной грузоподъемной техники и механизмов.

Несмотря на то, что алюминий легче стали в три раза, по прочностным характеристикам он ненамного ей уступает – алюминий «слабее» всего на 10%.

Как химический элемент, алюминий обладает слабой устойчивостью к воздействию щелочных растворов. Строительные смеси на основе цемента характеризуются, как щелочные, и, на первый взгляд может показаться, что применение алюминия в качестве опалубки недопустимо. Но, во-первых, оксидная пленка, покрывающая алюминиевую поверхность, надежно защищает металл от химической реакции с бетоном, а во-вторых, в производстве опалубки используется легированный алюминий: кремнием, магнием или цинком. Легирующие добавки существенно снижают чувствительность металла к воздействию щелочей.

В качестве недостатков строительной съемной опалубки из алюминия можно выделить более высокую стоимость в сравнении со стальной и относительно более сложный ремонт (требуется специальное оборудование и материалы для пайки алюминиевого профиля).

Монтаж опалубки из алюминия

Места стяжки щитов

Места стяжки щитов

Опалубочные щиты на основе алюминиевого каркаса монтируются в единую систему опалубки аналогично стальным конструкциям. Щиты опалубки для монолитного строительства устанавливаются в вертикальном положении при помощи телескопических одно- или двухуровневых подкосов. Грубая регулировка подкоса производится выдвижением телескопических труб, более тонкая – с помощью винтовой пары. Алюминиевые щиты опалубки могут наращиваться как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Соседние щиты устанавливаются друг к другу в торец и стягиваются специальными замками для опалубки до плотного, прочного прилегания.

Из алюминиевого профиля изготавливаются все возможные виды опалубочных элементов: линейные, угловые и универсальные щиты, опорные балки для опалубки перекрытий и пр.

Ремонт алюминиевых опалубочных щитов

В процессе эксплуатации строительная опалубка подвергается статическим нагрузкам. В зависимости от строительной смеси и толщины заливаемого перекрытия давление на опалубку может достигать 70 кПа и более. Алюминий в сравнении со сталью имеет меньший модуль упругости (примерно 33% от модуля упругости стали), то есть, присутствует большая вероятность возникновения пластической деформации, а не упругой. Если расчет опалубки будет произведен неправильно, или фактические нагрузки при заливке бетона превысят допустимые, алюминиевые щиты могут деформироваться и даже лопнуть в местах сварки отдельных элементов.

Сложность ремонта опалубки из алюминия состоит в том, что требуются специальные сварочные аппараты и более высокая квалификация сварщика.

При ремонте опалубки из алюминия сначала восстанавливают первоначальную геометрическую форму каркаса (на ручных или гидравлических правильных машинах). При этом элементы, не подлежащие восстановлению, удаляются, чтобы впоследствии быть замененными на новые (например, ребра жесткости). Кромки под фаску зачищаются механическим способом с помощью электрической или пневматической машинки и абразивного камня. При этом зачищенные кромки мгновенно покрываются оксидной пленкой. Температура плавления алюминия равняется 659°С, в то время как оксидная пленка плавится только при 2055°С. Температура кипения чистого алюминия составляет 2519°С, соответственно, сварщик вынужден действовать в узком диапазоне температур, чтобы качественно положить надежный сварной шов.

Клиновой замок и стяжной болт с гайкой

Клиновой замок и стяжной болт с гайкой

Алюминий варится в среде защитных газов, например, под аргоном. При сварке газы защищают участок обработки от воздействия атмосферного кислорода, предотвращая, таким образом, в месте сварки образование оксидной пленки. Нарушение режимов сварки или технологии приводит к некачественному сварному шву, который не будет держать нагрузку, определенную расчетом опалубку.

Ремонт алюминиевой опалубки при помощи сварки может происходить как с использованием расходного материала (припоя), так и специальными неплавящимися электродами.

Строительные подряды редко имеют техническую возможность проводить ремонт опалубки самостоятельно и вынуждены прибегать к услугам сторонних организаций. Если же была оформлена аренда опалубки, то, как правило, арендодатель располагает необходимым оборудованием и квалифицированной рабочей силой, чтобы качественно восстановить опалубочные щиты из алюминия.

Оборачиваемость (количество циклов заливки бетона) алюминиевой опалубки составляет порядка 300 циклов, при этом оборачиваемость палубы из ламинированной строительной фанеры – около 80. Своевременный капитальный ремонт опалубки позволяет продлить ей «жизнь» примерно в 1,5 раза.