Скользящая опалубка

Устройство скользящей опалубки при строительстве замкнутой стены

Устройство скользящей опалубки при строительстве замкнутой стены

Скользящую строительную опалубку применяют для возведения высотных архитектурных сооружений (высотой не менее 25 м) промышленного значения: хранилищ различных материалов, силосных башен, дымовых труб, градирней, ядер жесткости высотных домов, водных резервуаров, теле- и радиобашен и пр., то есть, когда вертикальные перекрытия сооружений имеют минимум дверных и оконных проемов, а их возведение не требует закладных элементов (кроме армировки).

Использование скользящих опалубочных конструкций вместо традиционной съемной опалубки экономически оправдывает себя при строительстве зданий высотой в 16-24 этажа. При этом трубы, башни и тому подобные сооружения с круглой формой поперечного сечения могут достигать в высоту до 400 метров.

Скользящая строительная опалубка применяется для возведения стен постоянного, а в последнее время и переменного сечения.

При использовании скользящей опалубки минимальная толщина стен составляет 12 см, но при возведении колонн (небольшая площадь основания, но большой периметр) минимальная толщина стен – 25 см.

Конструкция и принцип действия скользящей опалубки

Конструкция скользящей опалубки

Конструкция скользящей опалубки

Устройство опалубки скользящего типа конструктивно мало отличается от обычной съемной. Используется тот же металлический обвязочный контур с ребрами жесткости, а функцию палубы выполняет ламинированная строительная фанера (реже металлические листы).

Комплект скользящей опалубки состоит из двух щитов: внутреннего и наружного, которые стянуты между собой опалубочными балками по всей высоте (таким образом, сохраняется постоянное расстояние между палубами щитов и их одинаковое положение по высоте). Обычно щиты скользящей опалубки делают не параллельными, а с обратным конусом (примерно 0,5 градуса).

К каждому из щитов строительной опалубки крепятся двухуровневые помосты с оградительными элементами (перилами). Помосты верхнего уровня дают возможность рабочему персоналу проводить подготовительные работы по заливке бетоном следующего уровня, а нижняя площадка предназначена для контроля качества залитой поверхности и при необходимости для устранения недостатков заливки бетона (исправления местных дефектов).

Для вертикального перемещения строительной опалубки используются направляющие и домкраты (ручные, электро- или гидравлические). Использование электро- и гидравлических домкратов более предпочтительно, поскольку с их помощью строительную опалубку можно поднимать более равномерно и быстрее.

Для лучшего качества заливаемых поверхностей необходимо использовать специальные смазки для строительной опалубки, чтобы снизить схватывание бетона с материалом палубы.

Для направления движения скользящей опалубки используются металлические направляющие стержни, которые жестко крепятся к фундаменту сооружения, а по мере смещения опалубочной конструкции вверх наращиваются по высоте с помощью резьбовых соединений. Для большей жесткости и надежности направляющих нужно следить, чтобы резьбовые соединения находились на различных высотах друг относительно друга. Обычно направляющие стержни находятся в межпалубном пространстве, то есть, в процессе заливки бетона остаются в перекрытии, выполняя функцию неучтенной проектом арматуры. Объем направляющих стержней в общем объеме армировки железобетона может достигать 20%.

Строительная смесь подается из бетононасоса сразу по всему периметру возводимого сооружения. При этом каждый последующий слой должен укладываться до того, как схватился предыдущий.

Преимущества скользящей опалубки

Основным преимуществом скользящей опалубки является более высокая скорость возведения архитектурного сооружения. Устройство опалубки скользящего типа дает возможность «выгонять» до 3-4 метров вертикальных перекрытий в сутки (что для жилищного строительства означает 1 этаж). По производительности это самый эффективный метод строительства. Но, пожалуй, на этом преимущества использования скользящей опалубки заканчиваются.

Недостатки

Фото скользящей опалубки в близи

Фото скользящей опалубки в близи

Главным недостатком использования скользящей опалубочной системы является сложность работы с ней (в сравнении с традиционной съемной опалубкой). Возвести качественные перекрытия может только высококвалифицированный и опытный персонал, поскольку малейшее отступление от технологии приводит к неизбежному браку, на устранение которого требуется масса усилий и времени.

Основная сложность работы заключается в своевременной заливке бетона в межпалубное пространство: чтобы новый бетон хорошо схватывался с уже залитым, но при этом нижний уровень перекрытия набрал достаточной прочности для разопалубки.

Технология возведения сооружений и зданий с помощью такой опалубки может основываться на непрерывном смещении опалубочной системы (со скоростью от 1 до 4 см/мин) либо на цикличном (опалубка переставляется только после того, как залит и «схватился» предыдущий слой бетона, шаг смещения – 70…80 см).

В первом случае за время смещения строительной опалубки на новый уровень рабочему персоналу нужно успеть виброуплотнить залитый бетон, нарастить направляющие стержни, армировку и уложить закладные элементы, то есть, процесс требует напряженной работы. При этом свежий раствор должен быть наготове вовремя, малейшая задержка приводит к сбою цикла. При непрерывном смещении скользящей опалубки работы ведутся безостановочно в три смены.

При непрерывном смещении опалубки необходимо много внимания уделять состоянию оборудования. Сбой одного элемента (выход из строя гидродомкрата или фанерной палубы) приведет к остановке работы всего комплекса.

Во втором случае работа не требует такой интенсивности, можно менее расторопно, но более качественно подготавливать строительную опалубку к заливке бетоном. Но для того чтобы бетон сохранял нужную консистенцию на момент заливки, его модифицируют различными присадками, замедляющими скорость схватывания строительной смеси. Цикличное смещение опалубки более предпочтительно с технологической точки зрения, но задерживает работы во времени.

Возведение архитектурных сооружений с помощью скользящей опалубки «снизу-вверх» не является единственно возможным. В США и некоторых странах Европы осваивают противоположную технологию, когда перекрытия зданий заливаются в обратном порядке: от верхнего этажа до нижнего.

В странах СНГ подобная технология используется уже на протяжении нескольких десятилетий при строительстве шахтных стволов глубиной до 1,8 км.