Телефоны городов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Сочи, Казань, Самара, Краснодар
Опалубка Монолит, логотип, телефоны, е-mail Опалубка «Ассоциация Монолит» Контакты филиалов

Смазка для съемной опалубки

Бочка со смазкой для съемной опалубки
Бочка со смазкой для съемной опалубки

Сегодня съемная металлическая опалубка находит широкое применение при монолитном возведении зданий и архитектурных сооружений самого различного назначения: от жилых домов до производственных цехов. Современные технологии монолитного строительства хорошо зарекомендовали себя с точки зрения скорости, экономичности и качества. Но в условиях современного рынка любой производитель опалубки и, тем более, строительная организация стремятся к постоянному совершенствованию технологий и одновременному снижению себестоимости продукта или услуги.

В вопросах применения строительной съемной опалубки из металла краеугольным камнем является оборачиваемость опалубочного оборудования, то есть, количество циклов заливки бетона, которое можно произвести с помощью одних и тех же комплектов опалубки. Данный вопрос можно эффективно решить путем использования смазок для опалубки.

Строительные смеси, в частности бетон, обладают определенными адгезионными свойствами, другими словами, бетонная смесь при застывании схватывается с сопрягаемыми поверхностями. А так как назначение любой строительной опалубки состоит в удержании бетонной смеси до ее достаточной для разопалубки (демонтажа опалубочной системы) прочности, то металлическая опалубка с фанерной палубой с каждым циклом заливки все больше и больше «страдает» от бетона.

После демонтажа строительной опалубки перед ее очередным использованием палубы должны очищаться от следов предыдущей заливки. Сегодня существует множество технологий очистки опалубки от бетона: от примитивной зачистки наждаком и металлическими щетками до прогрессивной пескоструйной или водометной и даже химической обработки. Но в любом случае при очистке поверхностный слой подвергается механическому воздействию, и с каждой новой заливкой бетона палуба загрязняется все больше и больше.

Более того, по мере износа строительной съемной опалубки ухудшается и качество возводимой бетонной поверхности, что впоследствии ведет к необходимости ее дополнительной отделки.

Еще совсем недавно в качестве разделительной смазки для опалубки использовали отработанное машинное масло, тосол, мазут и др. Сегодня эти «технологии» уже канули в лету, а им на смену пришли более технологичные, экологически чистые и прогрессивные материалы – специальные смазки для съемной опалубки.

Требования, предъявляемые к смазкам для опалубки

Рабочий распыляет смазку на опалубочные щиты
Рабочий распыляет смазку на опалубочные щиты

Смазка для съемной опалубки должна обеспечивать легкое отделение опалубочных щитов от строительной смеси и в то же время иметь высокие адгезионные свойства по отношению к материалу палубы.

Опалубочные смазки должны обеспечивать высокое качество поверхностей заливаемых бетонных перекрытий, не провоцировать нарушения их целостности и гладкости: воздушные раковины, вырывы, шелушения и др.

Смазка не должна ухудшать физико-механические характеристики наружных слоев бетона (в местах контакта возможно смешивание строительной смеси со смазочным материалом).

При заливке и последующей разопалубке смазка не должна оставлять на бетонной поверхности масляных следов. В противном случае усложняются последующие отделочные работы. Кроме того, любое масло является «злейшим врагом» бетона, уменьшает его прочность и долговечность.

Смазочные материалы для строительной опалубки должны быть экологически чистыми, не содержать в своем составе опасных или вредных летучих веществ, а также пожароопасных компонентов. Смазка для металлической опалубки не должна провоцировать коррозию.

Виды смазок для строительной опалубки

Опалубка колонн в сборе
Опалубка колонн в сборе

Сегодня все смазки для съемной опалубки можно разделить на 4-е большие группы:
- водные суспензии;
- гидрофобизирующие;
- замедлители;
- комбинированные.

Водные суспензии представляют собой растворенные в воде порошкообразные вещества. Эмульсия перед заливкой в строительную опалубку бетона наносится на рабочую поверхность палубы, влага испаряется, и вся поверхность остается покрытой тонким порошковым слоем, который выполняет функцию разделителя строительной смеси и поверхности палубы. В качестве недостатка следует отметить, что водные суспензии легко стираются с опалубки бетоном при вибрационном уплотнении и смешиваются с поверхностными слоями строительной смеси. Такие суспензии в монолитном строительстве применяются достаточно редко.

Б/у щиты для опалубки из алюминия
Б/у щиты для опалубки из алюминия

Гидрофобизирующие смазки для строительной опалубки изготавливаются на основе минсоальных масел, эмульсола или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыла). При обработке палубы смазка создает на ее поверхности тонкую водоотталкивающую пленку из слоя ориентированных молекул. Хотя гидрофобизирующие смазки и распространены, они обладают рядом недостатков, среди которых можно выделить достаточно высокую стоимость, склонность к загрязнению бетонной поверхности и пожарную опасность.

Смазки, замедляющие схватываемость бетона в наружных слоях, изготавливаются на основе танина, мелассы и пр. При использовании таких смазок, строительная смесь, контактирующая с обработанной опалубкой, схватывается медленнее. Недостаток – невозможно регулировать толщину бетона, которая схватывается медленнее.

Самыми эффективными для улучшения качества формируемой бетонной поверхности и продления «жизни» съемной строительной опалубки являются комбинированные смазки – обратные эмульсии. Они одновременно обладают гидрофобизирующими свойствами и замедляют схватывание бетона в поверхностных слоях. Кроме того, в их составе содержатся пластификаторы: сульфитно-дрожжевая барда, мылонафт и пр. Эти модификаторы при вибрационном уплотнении пластифицируют строительную смесь и существенно уменьшают поверхностную пористость.

Конечно, применение смазочных материалов для опалубки добавит новую статью расходов в строительную смету и немного увеличит трудоемкость сооружения опалубочной системы за счет введения дополнительной технологической операции, но, с другой стороны, позволит значительно увеличить оборачиваемость опалубочного оборудования, а, следовательно, и сэкономить.