Требования к строительной опалубке

Устройство опалубки должно отвечать требованиям ГОСТ Р 52085 «Опалубка. Общие технические условия». Данный Государственный Стандарт устанавливает ряд норм и требований, которым должна отвечать любая съемная опалубка независимо от производителя.

Общие требования ко всем видам съемной опалубки

  1. Съемная опалубка должна быть достаточно прочной и жесткой, чтобы обеспечивать постоянство геометрической формы и размеров при проведении транспортировочных операций, монтаже, заливке и выдержке бетонной смеси.
  2. Точность строительной опалубки должна соответствовать одному из трех классов, установленных ГОСТ.
  3. При проектировании и производстве опалубки необходимо стремиться к максимальной оборачиваемости при минимальных затратах в изготовлении и эксплуатации. Одним из наиболее важных экономических показателей является стоимость опалубки, пересчитанная на один оборот.
  4. Материал палубы строительной опалубки должен иметь минимально возможную схватываемость с бетоном (в процессе эксплуатации допускается использование специальных смазок для опалубки).
  5. Типоразмеры строительной опалубки должны быть максимально унифицированы.
  6. Конструкция и устройство опалубки должны позволять проводить укрупненную сборку и переналадку на стройплощадке.
  7. Конструкция опалубки должна предусматривать возможность фиксации закладных частей в соответствии с проектом.
  8. Строительная опалубка должна быть технологичной в производстве и давать возможность применять в монтаже средства механизации и автоматизации.
  9. Монтажные соединения должны быть быстро разъемными.
  10. Устройство опалубки должно предусматривать возможность устранения зазоров между щитами, появляющиеся в процессе длительной эксплуатации.
  11. Съемная металлическая опалубка должна быть удобной в ремонте и замене отдельных элементов, вышедших из строя (например, замена изношенной фанерной палубы на новую).
  12. Формообразующие поверхности строительной опалубки должны быть герметичными.
  13. Материал палубы должен быть химически нейтральным по отношению к строительным смесям.
  14. Палуба строительной опалубки по возможности должна быть изготовлена из цельного элемента. В случае если палуба состоит из двух и более частей, места стыков должны опираться на несущий элемент каркаса (например, в стеновой опалубке стык фанерной палубы, в случае его наличия, должен приходиться на ребро жесткости обвязочного контура). Дополнительно шов должен быть заделан герметиком и зачищен вровень с основной поверхностью палубы.

Дополнительные требования к греющей опалубке

Греющая съемная опалубка от обычной отличается конструкцией палубы, в частности, наличием в палубе дополнительных подогревающих элементов: греющих проводов или ТЭНов (трубчатых электрических нагревателей). ГОСТ допускает применение нагревателей прочих конструкций, при условии их соответствия нормам вибрационной стойкости, пожаро- и электробезопасности.

  1. Строительная опалубка, предусматривающая подогрев бетона в процессе его застывания, должна обеспечивать равномерность температуры по всей поверхности палубного щита. Разность температурного градиента не должна превышать 5 градусов.
  2. Электрическое сопротивление изоляционной обмотки электронагревателей палуб металлической опалубки должно быть не меньше 0,5 Мом.
  3. Устройство опалубки с подогревом должно быть таким, чтобы в случае выхода из строя одного или нескольких нагревателей, их можно было заменить без демонтажа или частичной разборки опалубочного щита.
  4. Должны быть предусмотрены функции контроля нагрева и регулирования.
  5. Греющая строительная опалубка должна сохранять стабильность теплотехнических свойств.

В экономических расчетах следует учитывать, что стоимость опалубки с подогревом существенно выше (как при покупке, так и в эксплуатации).

Требования к жесткости

При заливке бетона в опалубку на нее воздействуют динамические и статические нагрузки. Способность сохранять форму под воздействием внешних усилий без пластических и упругих деформаций называется жесткостью. Требования к жесткости съемной опалубки устанавливается ГОСТом в зависимости от ее класса точности.

  • Прогиб формообразующей поверхности (палубы) и обвязочного контура (выполняющего функции каркаса) должен быть не более:
    • L/400 и L/300 для вертикальных элементов (например, щиты стеновой опалубки) для классов точности 1 и 2, соответственно;
    • L/500 и L/400 для горизонтальных элементов (например, опалубка перекрытий) для классов точности 1 и 2, соответственно.

Дополнительное требование к разопалубке

Устройство опалубки должно предусматривать дополнительные элементы, служащие для предварительного отделения опалубочных щитов от забетонированных поверхностей. Использование подъемных механизмов и грузоподъемной техники для отрыва съемной опалубки от бетона запрещено.

Требования к материалам

  1. Несущие элементы стальной опалубки изготавливаются из стали марки ст3 (или выше по механическим характеристикам).
  2. Крепежные и монтажные элементы (штыри, петли и пр.) изготавливаются из стали ст3пс (полуспокойной) или стали 20.
  3. Детали металлической опалубки, которые в процессе эксплуатации подвергаются износу (шарниры, втулки, замки), изготавливаются из стали не ниже марки 45 с термической обработкой.
  4. Каркасы, рамы и балки алюминиевой строительной опалубки производятся из алюминиевых сплавов АД 21Т1.
  5. Если в устройстве опалубки применяются стальные палубы, то они должны быть изготовлены из тонколистовой стали марки ст3.
  6. Фанерная палуба съемной опалубки второго класса может изготавливаться из ламинированной березовой фанеры или комбинированной. Палуба опалубки 1 класса – только из ламинированной березовой фанеры.
  7. В производстве опалубки греющей и утепленной могут использоваться утеплители плотностью не более 200 кг/м.куб.

Защитные покрытия

Для защиты опалубки фундаментов, перекрытий, стен и пр. от атмосферных воздействий, а также от воздействий строительной смеси, конструкцией должны предусматриваться защитные покрытия.

  1. Металлические части стальной опалубки должны быть защищены лакокрасочным покрытием или оцинкованы.
  2. Фанерная палуба должна быть ламинированной или иметь прочее водостойкое покрытие.
  3. Торцовые кромки фанерного листа при установке в металлокаркас должны быть защищены герметизирующими пастами (для защиты от влаги и частично от механических повреждений).